ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ ЖАВОРОНКА
«Спасибо тебе, Господи, что Ты даёшь людям таких людей...»
Это запись в Книге отзывов на выставке рисунков Саши Путри.
Но почему, почему, Господи, Ты забираешь этих людей у нас так рано?
Чтобы мы опомнились?
Искупили грехи своего жестокосердия?
Вспомнили, что и нам когда-то было дано предназначение высокое?
Не подняла человечество из бездны раздора и лжи жертвенность мужей – детскими муками нас предостерегаешь?
Саша Путря умерла в одиннадцатилетней от белокровья. Оставила наш бессильный перед её бедою мир, сделав нам, недостойным, царски - щедрый подарок: полторы тысячи своих рисунков, где улыбается детство, поёт сказка, цветёт красота.
Говорю – недостойным, потому что не может быть достойным человечество, которое науке уничтожения отдало столько средств, сил, мозгов и пренебрегло науку выживания, науку спасения от фатума.
С болью и виной в сердце, со слезами на глазах, которые тяжело сдерживать и мужчинам, открывали эту выставку в полтавском художественном музее.
Сашины рисунки экспонировались и раньше – в клубе книголюбов, в музыкальном училище им. Н.В.Лысенко, в Донецком художественном музее, в городе Резекне в Латвии, но украинское общество открывает для себя художницу Сашу Путрю только теперь.(Кстати, книга отзывов свидетельствует о трогательном, тонком восприятии робот Саши её латвийскими сверстниками»Спасибо за встречу с чудом,- пишут ученики средней школы №2 г.Резекне.- Мы потрясены красотой и чудесностью рисунков». «Какие красивые, какие печальные лица...Инесс Павуле»)
Она рисовала с трёх лет. Рисовала то, что всегда рисуют дети: животных, героев сказок, папу с мамой, сестричку, себя...В этом, возможно, не было бы ничего особенного, если бы...
Если бы не удивительная фантазия, которая из собачки Альфы могла сотворить такую чудно-беззащитное творение в оборочках (которое однако осталось Альфой).Или придумать Укротительницу змей, которая могла бы украсить самое роскошное издание восточных сказок. А ещё если бы не музыка линий – ей позавидовали бы и взрослые дяди-профессионалы (она, правда, называла художников, которые приходили к папе, как равная – ребятами)
А ещё изумительное чувство другой музыки – музыки орнамента. Он поёт на развеселившихся стенах Крестовоздвиженского монастыря, на головных уборах, убранствах прекрасных дам (их имена – и Гадалка, и Графиня, и Ярославна, и Мама, и Сестричка, и подруга Наташа Пасхалова...)Сколько же настойчивости. трудолюбия было у этой маленькой девочки, которая неутомимой вязью красоты покрывала лист за листом!
Она не любила, чтобы ей подсказывали. «Я сама»,- отвечала папе, когда он предлагал помощь. Евгение Васильевич и Виктория Леонидовна помогли своему ребёнку в главном; до последнего мгновения не терять надежды и веры в добро. Когда болезнь приковала Сашу к постели, девочка просила читать ей. Читали круглосуточно. Том за томом. Купера, Стивенсона, Вальтера Скотта. Сказки всех времён и народов...
Отпускало – и услышанное выливалось на новые листы.
Стою перед портретом Лермонтова. Кажется, сам поэт узнал бы здесь себя настоящего – свою душу печальной, смертельно обиженного ребёнка, на худенькие плечи которой мир свалил непомерный груз разочарований.
Девочка Саша расправляется с ними с помощью фломастера или кисточки. И вот уже смеётся маленький толстячок Дракоша, и рождается чудненький Объедальчик-заедальчик,и шагает Труффальдино из Бергамо...
Она рисовала то, что любила. А любила зверей и птиц, книги и музыку, родных и подруг. В этот ряд неожиданно вошла Индия. Саша увлеклась этой страной, её искусством, историей, кинематографом, музыкой. Её индианки – прекрасные женщины с огоньком тайны в глазах. Даже в журнал «Индия» дошли её Бог Шива, Индийские жених и невеста, и чернокосая Индира Ганди молодая...
Новый 1989 год Саша и её подруга Оксана встречали в индийских национальных костюмах. Всё пошили сами,даже браслеты сами изготовили.22 января Саша нарисовала свой портрет в сари. Он ещё раз подтвердил в девочке ростёт настоящий, большой художник.
Через два дня Саши Путри не стало.Её похоронили в том индийском сари. Похоронили художники – её «ребята».
Спасибо Тебе, Господи, что ты посылаешь нам, людям, таких детей.
Но за что, Боже, Ты забираешь их у нас – с их рисунками и стихами, с их вышивками и сари, с их ранним прозрением, жаворонковой трепетностью, недоступной безтрепетной взрослости?!
Склоняем голову перед вашей мукой, родители , - с чувством и своего осиротения.
А тебя, тихий ангел, покинувший нас, на вечную память зовём в наши сердца.
За что, Господи?
Анна Дениско
Журнал «Украина» 1991 г.
|